Психологическая служба
Деятельность педагога-психолога
Работа педагога-психолога в Норильском техникуме промышленных технологий и сервиса имеет свои специфические особенности.
Это работа с подростками, юношами и девушками в возрасте 15-18 лет, которые, закончив 9 классов, должны быстро адаптироваться не просто к обучению в новом учебном заведении, а к обучению, направленному на получение профессии. Важной задачей является работа педагога-психолога с обучающимися категории детей сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, а также обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Из выше сказанного следует цель работы педагога-психолога в техникуме: создание психологического комфорта для обучающихся в адаптационный период. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
- Создание условий для успешной адаптации первокурсников. На этом этапе обучения главная задача психолога — грамотное психологическое сопровождение обучающихся: наблюдение за прохождением периода адаптации и в случае необходимости оказание психологической помощи.
- 2. Проведение тренингов для обучающихся первого курса на сплочение коллектива, проявления личностных качеств.
Педагог-психолог работает в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, психологическое просвещение профилактика.
Диагностическая деятельность педагога-психолога заключается в проведении исследования уровня развития умений, знаний, навыков, личностных особенностей. На основе полученных данных составляется план коррекции (изменения, исправление) и развития (процесс закономерного изменения к лучшему) обучающихся.
Коррекционно-развивающая деятельность ориентирована на разработку и проведение программ развития потенциальных возможностей обучающихся, выбор наиболее оптимальных форм обучения.
Еще одно направление работы педагога-психолога — это консультирование (особым образом организованное общение педагога-психолога с субъектами образовательного процесса). Консультирование состоит из ряда этапов: установление контакта с консультируемым, постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.
Психологическое просвещение направлено на приобщение преподавателей, обучающихся и родителей к психологическим знаниям. В рамках этого направления педагог-психолог передает субъектам образовательного процесса элементарные психологические знания.
Профилактическое направление ориентировано на организацию системы по предупреждению возможных нарушений в социальном, психологическом и профессиональном становлении личности, разрешений ситуаций связанных с асоциальным, конфликтным, агрессивным и девиатным поведением обучающихся.
Работа педагога-психолога в техникуме сложна и интересна. Он должен знать возрастные и психологические особенности подростков и юношей, уметь активно взаимодействовать с ними.
Все участники образовательного процесса могут:
- Получить индивидуальные, групповые консультации, побеседовав с психологом.
- Узнать свой внутренний мир с помощью методов психологической диагностики.
- Поучаствовать в тренингах по интересующим их темам.
- Почерпнуть полезную психологическую информацию по интересующим вопросам.
Принципы работы педагога-психолога – это конфиденциальность и добровольность. Вся психологическая помощь участникам образовательного процесса в техникуме оказывается бесплатно.
По какому поводу чаще всего обращаются к психологу?
- Если люди хотят лучше узнать о себе.
- Если люди хотят улучшить качество своей жизни и отношения с другими людьми.
- Если люди попали в сложную жизненную ситуацию, им трудно найти из неё выход.
- Если люди испытывают трудности в адаптации к студенческой жизни.
- Если люди хотят повысить свою самооценку, стать более уверенными в себе.
- Если люди тяжело переживают потерю близкого человека.
- Если человек хочет научиться более осознанно и осмысленно проживать свою жизнь.
- Если люди просто интересуются психологией.
Психолог не решает за клиента его проблемы, а помогает ему осознать корень трудности, то, что мешает продвигаться вперед и формировать индивидуальную, максимально эффективную стратегию поведения.