НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научно-методическая деятельность является одним из основных направлений работы инженерно-педагогического коллектива Норильского техникума промышленных технологий и сервиса.
Основная цель научно-методической работы техникума — оптимизация методического сопровождения при реализации практико-ориентированной образовательной среды при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Единая методическая тема техникума: «Обеспечение качества профессионального обучения в условиях усиления конкурентоспособности российского образования».
Основные задачи методической работы техникума:
- разработка и обновление нормативно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса техникума в соответствии с ФГОС СПО;
- обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в образовательный процесс в соответствии с ФГОС СПО;
- повышение профессионального мастерства преподавателей (проведение открытых занятий опытными преподавателями, проведение педагогических семинаров);
- подготовка учебно-планирующей документации к аккредитации профессий и специальностей техникума в 2020 году;
- систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики;
- формирование умений и навыков у преподавателя анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
- совершенствование работы педагогического коллектива по формированию УМК по учебным дисциплинам и профессиональным модулям;
- оказание методической помощи педагогам в создании методических материалов и разработке фондов оценочных средств;
- совершенствование методики, повышение эффективности проведения всех видов учебных занятий;
- совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время;
- развитие творческого и научно-исследовательского потенциала студентов (проведение научно-практических конференций);
- организация деятельности по повышению квалификации и аттестации педагогических работников;
- организация участия педагогических работников в конференциях, конкурсах, семинарах различного уровня;
- проведение декад предметно-цикловых комиссий.
Направления научно-методической работы техникума:
- организационно-методическая деятельность;
- повышение мотивации инженерно-педагогических работников к актуальным изменениям квалификации;
- методическое сопровождение аттестации педагогических кадров;
- обобщение и распространение опыта работы инженерно-педагогических работников;
- развитие профессионального мастерства педагогических работников;
- методическое сопровождение профессионального обучения.
Для анализа научно-методической работы администрацией техникума был выбран вариант, предложенный В. И. Дружининым, как наиболее конкретный, четкий, продуманный и практико-ориентированный. Данный вариант включает три критерия, каждый из которых слагается из набора показателей. Показатели критериев для анализа приведены в Таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1 — Критерий 1 — Результативность методической работы (за отчетный период)
Наименование показателя Показатель Своевременность прохождения курсов повышения квалификации за последние три года Из общего количества (71 человек) инженерно-педагогического состава техникума своевременно прошли курсы повышения квалификации 70 человека (98,6 %). Процент персонала, прошедшего профессиональную переподготовку 44 % Посещаемость плановых методических мероприятий персоналом: — педагогический совет;
— методический совет
— заседания предметно-цикловых комиссий;
— педагогический семинар
В отчетный период запланировано 7 заседаний педагогических советов. Посещаемость сотрудниками в среднем составляет 98 % В отчетный период запланировано 7 заседаний методических советов. Состав методического совета – 12 человек. Посещаемость в среднем составляет 90 %. Заседания предметно-цикловых комиссий (далее – ПЦК) проводятся ежемесячно в последнюю неделю месяца. Количество сотрудников в одной комиссии в среднем – 14-16 человек. Посещаемость заседаний сотрудниками в среднем составляет 87 % За отчетный период запланировано три педагогических семинара. Посещаемость сотрудников составляет 90% Участие в региональном чемпионате WorldSkills Компетенции:
- Сварочные технологии
- Ремонт и обслуживание легковых автомобилей
Результат: Сертификат – 2 (4 и 9 место)
Участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства (региональный уровень) Укрупненная группа специальностей 15.00.00 Машиностроение, специальность 15.02.08 Технология машиностроения Количество участников -2
Результат — сертификаты
Число победителей муниципальных и региональных конкурсов профессионального мастерства 1 Конкурс профессионального мастерства среди образовательных учреждений СПО г. Норильска по профессиям:
- 15.01.30 Слесарь (руководители: Тутенков Л. А., Моргачева С. В.).
- 42.01.02 Парикмахер (руководители: Михайлова С. Р., Андриевская Н. В.)
- 10.01.04 Пекарь (руководитель Кундиловская З.Г.)
- 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования (по отраслям), (руководители: Чубенко Е.В., Лобанова А. И.)
Результат- 11 призеров (1,2,3 места)
2 II международный чемпионат профессионального мастерства ArcticSkills по компетенции «Мягкое рукоделие с элементами декора»
Результат – 1 призер (2 место)
Педагоги, обучающиеся которых стали призерами, победителями, дипломантами олимпиад, конкурсов различного уровня: — международный;
1. Нистеренко Е. Д.:
- Международный творческий конкурс студентов «Мои научные исследования», диплом.
- Официальный сайт федерального агентства «Образование РУ», Международный педагогический конкурс. Номинация «Методические разработки», конкурсная работа «Решение логарифмических уравнений», диплом первой степени.
- Официальный сайт федерального агентства «Образование РУ», международная олимпиада «Умное поколение», предмет Математика, диплом первой степени.
2 Ландихова Д. С.:
- Международный проект «Видео урок», Олимпиада Информационная культура и образование, диплом первой степени
- Международный проект «Видео урок», Олимпиада по английскому языку 11 класс, четыре диплома третьей степени, два диплом второй степени.
- Международный проект «Видео урок», Олимпиада по английскому языку 10 класс, диплом третьей степени.
- Международный проект «Видео урок», Викторина для 9-11 кл. «Учитель-не званье, учитель-призванье!», два диплома первой степени.
- Академия Интеллектуального Развития, Всероссийская педагогическая олимпиада «Активные и интерактивные методы преподавания», диплом второй степени.
- Академия Интеллектуального Развития, Всероссийская педагогическая олимпиада «Профессиональная компетентность педагога «Для учителей иностранного языка», диплом первой степени.
- Международная олимпиада проекта КОМПЭДУ Викторина «Береги свою планету!» 2 курс, 10 дипломов первой степени.
- Международный проект «Видео урок», «Викторина 9-11 класс. Страницы военных лет. Сталинград и Ленинград», шесть дипломов первой степени.
- Центр ДО имени Я. А. Коменского, образовательный портал «Рыжий кот», международный творческий конкурс «Уж небо осенью дышало…», три диплома первой степени.
- Международный портал дистанционных проектов по английскому языку «Англиус», Международный конкурс «English presentation – 2019», пять дипломов первой степени.
3 Бронникова Л. В.:
- Международный проект «Видео урок», Олимпиада по математике 10 класс», 10 дипломов третьей степени.
4. Кузнецова О. А. :
- ООО «Ведки», IV Международный дистанционный конкурс «Старт» по предмету Информатика, четыре диплома первой степени.
5 Шавлохова Н. К.:
- Норильский индустриальный институт, XVIII Ежегодный международный конкурс-семинар «Таймырские чтения – 2019», лауреат второй степени.
— всероссийский;
|
1 Шавлохова Н.К. Национальная система развития научной, творческой, инновационной деятельности молодежи России «Интеграция», XIII всероссийский молодёжный конкурс научно-исследовательских и творческих работ по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО», диплом первой степени.
2 Тимербаева О. Н.: МИЦ Вектор развития, Всероссийская олимпиада «Организация работы кассира», четыре диплома первой степени. МИЦ Вектор развития, Всероссийская олимпиада «Экономика», 13 дипломов второй степени. 3 Ландихова Д. С.: Центр развития мышления и интеллекта, Всероссийский творческий конкурс «Кружится белый снег», диплом первой степени. Академия Интеллектуального Развития, Всероссийский конкурс презентаций студентов «Доступное знание – 2019», диплом первой степени. Профессиональное образование России и стран СНГ, Всероссийская олимпиада по информационной безопасности в интернете. Два диплома первой степени, пять дипломов второй степени, два диплома третьей степени. 4 Паночкина А. А. Всероссийские олимпиады и конкурсы, всероссийский педагогический конкурс «Учитель 21 века», диплом первой степени. 5 Бронникова Л. В,: Научно-производственный центр «Интертехинформ». Всероссийский конкурс с международным участием «Лучший реферат», диплом превой степени. XV Всероссийский педагогический конкурс «Профессиональный мониторинг», диплом первой степени. Всероссийский конкурс «ФГОС класс», Блиц-олимпиада «Современный урок. Какой он?», диплом второй степени |
— региональный;
|
1 Нистеренко Е.Д.:
2 Тимербаева О. Н.: Канский педагогический колледж, Краевая дистанционная олимпиада по налоговой нрамотности среди обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, диплом третьей степени. Краевое УМО по УГС 38.00.00 Экономика и управление, Региональная олимпиада по финансовой грамотности, пять дипломов первой степени, четыре диплома третьей степени. |
— муниципальный | 1 Нистеренко Е.Д.: Городское мероприятия «Все о заповедном волонтёрстве» проекта «Чисто_Аян-2019», благодарственное письмо. |
Число методических публикаций инженерно-педагогических сотрудников на различных уровнях: | |
— всероссийский;
|
— Всероссийское издание «Слово педагога», Методическая разработка интегрированного урока « Определение расстояний до звезд» — ФГОС урок, публикация авторского материала «Использование математических методов в изучении астрономии» — Образовательный портал ПРОСВЕЩЕНИЕ, публикация авторской работы «Повышение мотивации студентов к обучению через освоение графической среды Microsoft Visio. — Всероссийское издание «Слово педагога» публикация статьи «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики как средство развития познавательной деятельности обучающихся. — ООО «Мультиурок», публикация материала «Методика проведения каникулярной школы «Профессиональный ориентир» для обучающихся школ по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» |
Таблица 2 — Критерий 2 Процесс управления методической работой
Наименование показателя | Показатель |
Оценка диагностирования профессиональных интересов, педагогических затруднений работников техникума
|
В техникуме организован ежемесячный внутренний контроль, и инспектирование.
Педагогический аудит проходит 1-2 раза в год в течение 2-х месяцев, как правило, в начале и конце учебного года. Оценка деятельности педагогов проходит на основе диагностических карт: — анализ эффективности урока с учетом требований ФГОС по профессии/специальности; — возможности и затруднения педагогов при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; — готовность комплекта учебно-планирующей документации у инженерно-педагогических сотрудников на новый учебный год; — эффективность использования образовательных технологий; — эффективность деятельности предметно-цикловых комиссий. — эффективность совместной деятельности педагогов и обучающихся в исследовательской работе; — прочие. |
Система планирования методической работы на основе диагностики:
— наличие перспективных долгосрочных программ, концепций развития техникума; — наличие годовых планов техникума и научно-методической работы; — наличие ежегодных планов на совершенствование структуры методической службы техникума и повышения квалификации сотрудников; — наличие у каждого сотрудника методической службы техникума плана самообразования; |
Программа развития Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса» реализующего программы среднего профессионального образования до 2020 года |
1 План Норильского техникума промышленных технологий и сервиса на 2019-2020 учебный год.
2 План научно – методической работы на 2019-2020 учебный год. |
|
В наличии | |
Индивидуальный план работы педагога на 2019-2020 учебный год, в котором содержится раздел «Тема самообразования» | |
Система анализа методической работы и повышения квалификации персонала:
— наличие анализа научно-методической работы и повышения квалификации педагогов за отчетный период; — наличие в планах предметно-цикловых комиссий пункта с анализом развития персонала — наличие отчета по итогам научно-методической работы за учебный год; — наличие анализа результатов педагогической деятельности инженерно-педагогических сотрудников техникума за учебный год. |
В наличии, анализ научно-методической работы и повышения квалификации педагогов выполняется ежегодно за отчетный период |
Каждая ПЦК по окончании учебного года выполняет отчет о проделанной работе с анализом развития инженерно-педагогических сотрудников, входящих в ее состав. | |
В наличии. Отчет научно-методической работы выполняется по окончании учебного года и доводиться до педагогического коллектива на педагогическом совете. | |
В наличии. Анализ результатов педагогической деятельности педагогических сотрудников осуществляется при помощи:
— диагностических карт; — индивидуального плана педагога, в котором делается отметка о выполнении запланированной работы; — отчет председателя о проделанной работе ПЦК за отчетный период; — анализ результатов деятельности педагогов заместителем директора по научно-методической работе. |
|
Разнообразие форм методической работы:
— индивидуальные формы работы
— групповые формы работы
— общеколлективные формы работы |
1 Стажировка – 26 человек из числа мастеров производственного обучения за отчетный период.
2 Самообразование – 75 % из полного числа инженерно-педагогического состава. 3 Наставничество реализуется через Школу профессиональной карьеры согласно плану работы методиста техникума. 4 Внутренний педагогический аудит в техникуме проводился в течение октября-ноября 2019 г., февраля-марта 2020 г. с целью выявления недостатков в разработке учебно-планирующей документации преподавателей и мастеров производственного обучения. 5 Взаимопосещение уроков проходит системно, в соответствии с планом работы открытых мероприятий в техникуме. 6 Консультации сотрудников проводятся индивидуально и коллективно. Темы коллективных консультаций за отчетный период: «Организация проведения демонстрационного экзамена», «Основные требования к учебно-планирующей документации для аккредитации техникума», «правила пользование ресурсом Электронный журнал», «Рекомендации по разработке контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине», «Рекомендации по разработке контрольно-оценочных средств для профессиональных модулей». |
В техникуме функционируют предметно-цикловые комиссии: гуманитарных дисциплин, естественно-научных дисциплин, механических профессий и специальностей, электротехнических профессий и специальностей, профессий и специальностей сервиса, группа физического воспитания.
Проблемные группы: коррекционно-развивающая программа занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей — «Лесенка успеха». Профориентационная каникулярная школа «Профессиональный ориентир». Цель программы – формирование интереса к профессиям и специальностям среднего профессионального образования у обучающихся школ города Норильска посредством раскрытия их социальной значимости. Профориентационная каникулярная школа проходит два раз в учебный год на базе техникума. Целевая аудитория – обучающиеся средних школ г. Норильска. В рамках профориентационной каникулярной школы в учебных мастерских техникума обучающиеся школ проходят профессиональные пробы по профессиям и специальностям техникума. По итогам профессиональных проб обучающиеся получают сертификат с указанием баллов, необходимых для поступления (в соответствии с новыми правилами приема в техникум). Количество обучающихся прошедших профессиональную каникулярную школу в ноябре 2019 г., марте 2020 г. – 308 человек. |
|
Тематика педагогических советов за отчетный период:
— Перспективы развития образовательного учреждения в условиях реализации приоритетных образовательных проектов. — Адаптация первого курса к условиям образовательной среды техникума — Проблемы в обеспечении качества достижений образовательных результатов в техникуме и пути их решения — Обеспечение качества достижения образовательных результатов в техникуме — Организация процедуры проведения ГИА. Тематика педагогических семинаров за отчетный период: «Возможность использования форм дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования», «Технология разработки диагностических срезов по учебной дисциплине, профессиональному модулю», «Требования к проведению демонстрационного экзамена, как к форме государственной итоговой аттестации». Организация и проведение научно-практических конференций: — Ежегодная экологическая конференция обучающихся «Таймыр-уникальный регион Арктики»; — Региональная научно-практической конференция «Актуальные вопросы подготовки специалистов в системе СПО» — Региональная научно – практическая конференции обучающихся «Молодежь, наука, инновации в промышленности и сервисе». |
Таблица 3 — Критерий 3 Условия для осуществления эффективной научно-методической работы
Наименование показателя | Показатель |
Наличие и состояние диагностических карт профессиональных интересов, педагогических затруднений сотрудников | В наличии |
Оснащенность методической службы техникума оргтехникой, техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями | Обеспеченность – 100% |
Наличие методического кабинета | В наличии |
Объем подписки на периодические издания | 10 % |
Обеспеченность методического кабинета программами, стандартами, законодательными, нормативно-правовыми, инструктивно-методическими актами | Обеспеченность – 100 % |
Наличие выхода в Интернет | В наличии.
Имеется подключение к многофункциональной системе «Информио» — единому образовательному пространству профессионального образования России. |
Наличие банка локальных актов (положений, уставов, инструкций, правил) регламентирующих деятельность методической службы техникума | В наличии, 100% |
Научно-методическая работа соответствует требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям среднего профессионального образования.