Норильский техникум промышленных технологий и сервиса приглашает на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих. Ведь именно здесь начинается твой путь к успеху!
Решаем вместе
Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением

Рекомендации психолога

Рекомендации, помогающие нахождению конструктивных путей выхода из конфликта

Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»

Рекомендации педагога-психолога студентам

10 способов повысить уровень мотивации обучения

Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. Данные рекомендации педагога-психолога помогут обучающимся  и их родителям правильно подготовиться к экзаменам, справиться с экзаменационным стрессом, снизить уровень тревожности.

Учимся расслабляться и не волноваться!

Упражнение 1. Экзамен и здоровье

Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А 4 и простой карандаш, цветные карандаши. На одной из сторон листа необходимо нарисовать контурный рисунок человека. Задание: цветными карандашами вам предстоит отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (например, голова (мозг), «глаза» и т.д.).  А теперь попробуй ответить на вопрос: «Как помочь заштрихованным частям организма в период подготовки и сдачи экзамена?» Результат зафиксирй на листе. Подумай и ответь на вопрос «Где мое волнение живет?», отметь это на контуре человека. Как обычно ты справляешься с волнением и/или тревогой? Зафиксируй это на листе.

Упражнение 2. Лесенка

         Для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А 4 и простой карандаш. Подумай и напиши 5-10 ответов на вопрос «Что меня беспокоит и заставляет волноваться перед экзаменом?» (Например, «Большой объем материала по предмету», «Экзаменационная оценка», «Ситуация экзамена: ответ на вопросы билета перед преподавателем», «Боюсь все забыть и перепутать» и т. д) На обратной стороне листа нарисуй лесенку, состоящую из 5-10 ступенек (сколько ответов — столько и ступенек). Расположи на ступенях свои ответы по силе переживаемого тобой в связи с ними волнения (тревоги). А теперь предлагаю попробовать подниматься по воображаемым ступенькам и учиться справляться с волнением. Для этого закрой глаза, визуально представь ситуацию и попытайся расслабиться. Интересно,  кто сумеет добраться до самой верхней ступеньки, и справиться с волнением?

Упражнение 3. Психологическая техника «Созидающая визуализация».

Она проста в применении. В период подготовки к экзамену нужно представлять себе (визуализировать) процесс сдачи этого экзамена. Визуализацию лучше всего делать перед сном, в расслабленном состоянии, лежа в постели, соблюдая следующие правила: 1. Представляемая сдача устного экзамена должна доставлять удовольствие. Это возможно только в том случае, если вы представляете себе, что  отвечаете уверенно, красиво; выглядите при этом тоже уверенно, и речь ваша звучит гладко, без запинки; слова находятся легко, а мысли появляются быстро. 2. Вы видите и слышите не только себя (и нравитесь себе!), но и экзаменаторов: они поощряют ваш ответ изменением мимики, жестами, сдержанными кивками головы, может быть, даже улыбками. Вы должны представлять себе, что им нравится ваш ответ. 3. Вы визуализируете весь процесс каждый раз по-разному: изменяете место действия (знакомая обстановка класса, незнакомые аудитории, залы), меняете расположение столов и места вашего ответа, меняете лица экзаменаторов (знакомые учителя, незнакомые преподаватели). Этот пункт упражнения очень важен. Он позволяет закрепить настрой на удачный результат, таким образом психологический эффект продолжает работать и в незнакомой обстановке, например, при поступлении в вуз. 4. У вашей визуализации должен быть «хэппи энд»: вы представляете, что в конце вашего ответа экзаменаторы выражают вам одобрение и выставляют соответствующую оценку. Эту оценку вы также должны увидеть и услышать. При самостоятельном выполнении это упражнение не составит для вас трудностей. Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжать работу, мешают собраться с мыслями.

 Если вам все же пришлось испытать негативные эмоции,

вы можете выполнить несколько упражнений на снятие

эмоционального напряжения:

  • Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  • Слегка помассируйте кончик мизинца.
  • Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Аааааа». Представьте себе, что при этом из вас «вытекает» ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут вас полностью.
  • На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже (30 сек. Вы заметили, что сохранили свои силы?

Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом:

  1. Противострессовое дыхание. Медленно выполнить глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.
  2. Минутная релаксация. Расслабить уголки рта, увлажнить губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабить плечи. Сосредоточиться на выражении своего лица и положении тела.
  3. Если позволяют обстоятельства, покинуть помещение, в котором возник острый стресс. Перейти в другое место, где никого нет, или выйти на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями.
  4. Заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
  5. Примеры формул достижения цели самопрограммирования: Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни. Сейчас я чувствую себя намного лучше, чем могло бы быть, если бы я не занимался саморегуляцией. § Я умею полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  • Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
  • Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.

Советы психолога при подготовке к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаш.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь текст учебника. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
  • Любой экзамен требует хорошей подготовки, однако, за день до начала экзамена постарайся отвлечься, если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся, «перед смертью не надышишься».
  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Выполни дыхательные упражнения. Иди в кабинет. Чем больше ты будешь оставаться в окружении переживающих одногруппников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
  • Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
  • Входи в кабинет с уверенностью, что все получится.
  • Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
  • Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: — сядь удобно, — глубокий вдох через нос (4 — 6 секунд), — задержка дыхания (2 — 3 секунды).

И помни: самое главное — это снизить напряжение и тогда ты справишься  даже с самым сложным экзаменационным заданием!

Рекомендации для подростков и родителей в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

Вот уже долгое время из-за эпидемии коронавируса в мире царит неопределенность, новости о последствиях этой напасти кажутся бесконечными. Сложившаяся ситуация не может не отражаться на психическом состоянии людей, особенно тех, кто страдает различными психическими расстройствами. Как же защитить свою психику? Cтрах потерять контроль над ситуацией и не справиться с ней — основная причина целого ряда психических отклонений и, в частности, тревожности.

Тревожность начинается с того, что человек не знает, чего ждать, волнуется о будущем и думает, что что-то вот-вот произойдет. Именно такие чувства порождает ситуация с коронавирусом.

Рекомендации для родителей:

  1. Поддерживайте привычный ритм жизни семьи, насколько это возможно, или создавайте новые семейные традиции (игры), особенно если дети должны оставаться в Норильске на летние каникулы. Обеспечьте вовлечение детей в соответствующие возрасту домашние мероприятия, включая мероприятия по их обучению. Старайтесь максимально использовать игровые формы.
  2. Насколько это возможно, поощряйте детей продолжать играть и общаться со своими сверстниками. При этом возможно обсуждать такие контакты, как регулярные телефонные или видео-вызовы, другие соответствующие возрасту коммуникации (например, социальные сети) с ограничением времени.

З. Помогите детям найти открытые способы выражения таких чувств, как страх и печаль. У каждого ребенка есть свой способ выражения эмоций. Иногда участие в творческой деятельности, такой как семейное хобби, может облегчить этот процесс. Дети чувствуют облегчение, если они могут выразить и передать свои чувства в безопасной и благоприятной среде.

  1. Во время стресса и кризиса дети обычно больше стремятся к общению с родителями. Обсудите COVID-19 с вашими детьми. Если у ваших детей есть проблемы, то совместное решение этих проблем может облегчить их беспокойство. Дети будут наблюдать за поведением и эмоциями родителей, чтобы получить подсказки о том, как управлять своими собственными эмоциями в трудный для них период.
  2. Дети могут реагировать на стресс по-разному, например, быть более цепкими, тревожными, замкнутыми, злыми или возбужденными и т. д. Реагируйте на реакцию вашего ребенка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, оделяйте его любовью и вниманием.
  3. Объясните детям, что вирус не является фактором этнической или национальной принадлежности, чтобы не провоцировать неприязнь к сверстникам, взрослым людям иной национальности, а воспитывать чуткость и сострадание к беде тех, кто пострадал от вируса.
  4. В простой доступной форме предоставьте детям факты о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и дайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять, а не читать часто фейковую информацию в соцсетях.
    1. Расскажите детям о путях передачи коронавируса:

Заразиться COVID-19 можно от других людей, если они инфицированы вирусом. Заболевание может передаваться от человека к человеку через мелкие капли, выделяемые из носа рта больного COVID-19 при кашле или чихании. Эти капли попадают на окружающие человека предметы и поверхности. Другие люди могут заразиться в результате прикосновения сначала к таким предметам или поверхностям, а затем — к глазам, носу или рту. Кроме того, заражение может произойти при вдыхании мелких капель, которые выделяются при кашле или чихании человека с COVID-19. По этой причине важно держаться от больного человека на расстоянии полутора  метров.

  1. Объясните, как избежать заражения:

1) не контактировать с людьми, имеющими признаки простуды и ОРВИ (выделения из носа, кашель, чихание и др.);

2) не посещать массовые мероприятия (кинотеатры, секции, прогулки в большой  компании и пр.);

З) как можно чаще мыть руки с мылом;

4) по возможности, не трогать руками глаза, рот и нос;

5) по возможности, не прикасаться к ручкам, перилам, другим предметам и поверхностям в общественных местах;

6) избегать приветственных рукопожатий, поцелуев и объятий;

7) вести здоровый образ жизни, вовремя ложиться спать и высыпаться, сбалансированно питаться и регулярно делать зарядку. Обратите внимание на то, что вам необходимо регулярно проветривать помещение и делать влажную уборку.

8) сведите к минимуму просмотр, чтение или прослушивание новостей, которые могут вызвать тревогу и волнение у ваших детей. Объясните им, что вы сами дадите им достоверную информацию, которую возьмете из надежных источников.

 

 

Рекомендации для подростков

За последние месяцы жизнь здорово изменилась, вы заканчиваете учебный год на дистанционном обучении, многие родители работают из дома или не работают вовсе, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Ниже —  несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьезно.

Есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).

Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в техникум, не встречаться с друзьями. Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Если ты большую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.

Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?

Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.